tyoma_cat: (Default)
[personal profile] tyoma_cat
Театральная "лаборатория" (по сути - школа-студия) при Soulpepper Theatre (название можно перевести как "душевная живость" или "душевная едкость") поставила "Вишневый сад" в необычном виде - без второстепенных персонажей.

Режиссер-постановщик Дэниэл Брукс, преподающий в академии при театре (и одновременно драматург при другом торонтском театре - Тарагон, а в прошлом актер) оставил только Раневскую, Гаева, Варю, Аню, Петю Трофимова и Лопахина, т.е. первых в списке действующих лиц, 9 (с лишним, если считать персонажей без слов) других просто выпали в процессе работы над спектаклем.


Гаев, Раневская

Не скажу, что актеры были великолепны, но сербка Татьяна Корний (Раневская) играла хорошо, хотя ее акцент порой не столько мешал, сколько раздражал (не знаю, почему - на работе сербский акцент не раздражает). Куда органичнее звучала пародия на русский акцент в устах Брендана Волла (Лопахин), его игра, как и исполнение Инса Чоя (Гаев), не вызывали желания "не верить", а вот исполнительницы ролей Ани и Вари не понравились.
Перевод Майкла Фрайна в основном очень близок оригиналу, чуть ли не дословно, хотя порой в речь добавляются совсем не чеховские слова, дабы усилить эмоциональный компонент.
 

Режиссерское прочтение подчеркивает инфантильность персонажей: неадекватность действий и слов героев ситуации, впадание в детство, вернее, постоянное пребывание в дурашливых, чуть ли не гебефренических фантазиях.
Пьеса Чехова актуальна в 21 веке не демонстрацией "лохов" из числа бывших привилегированных классов, но изображением того, сколь часто почти все мы строим "воздушные замки", в то время, когда жизнь требует действий адекватных ситуации, в которую вляпались.

В психотерапии (и не только в ней!) есть такой критерий психического здоровья - способность жить и чувствовать "здесь и сейчас". В "Вишневом саде" толком никто не живет в каждый текущий момент: кто-то переживает о будущем, кто-то о прошлом, тем самым упуская настоящее. Такая невротичность больше характерна для Раневской и Гаева, но сильна она и у Трофимова, Ани и даже более-менее практичной Вари.
Несколько шокирующе смотрелись эротические отношения между всеми, кроме Лопахина: между Раневской и Гаевым, Аней и Варей, Аней и Петей, Гаевым и Аней... Если вдуматься, то всё логично: инцест - проявление инфантильности, непонимание того, что детские игры закончились. А лишение невинности Трофимова вытекает из чеховского текста, в котором Раневская упоминает о том, что у Пети нет и не было любовницы. По контексту становится понятно, что к четвертому действию становится более взрослой и ответственной Аня, что хорошо укладывается в данное толкование развития событий.
Еще несколько соображений по поводу.  


Известный монолог Гаева "дорогой, многоуважаемый шкаф" по сути ёрничество над культурой и прогрессом, вообще надо всем книжным, идеалистическим, выдуманным.  

Раневская и Ко оказывают разлагающее влияние на Лопахина - в их присутствии он становится таким же как они, ленивым, безвольным, слабым, нерешительным. Он как бы "заражается" их неврозом, например, не может сделать предложение Варе. Невроз - наследие культуры.


Варя, Раневская, Лопахин

Происходящее в пьесе можно представить как воздаяние: тем, кто страдал в прошлом - бывшим крепостным, - стало заметно лучше, а вот те, кто грешил, - наследникам крепостников, - заметно хуже, труднее, чем прежде, жить, они страдают.
Из имения Раневская уехала во время Великого поста, можно предположить, что она не особо его соблюдала, т.е. грехи могут быть не только у предыдущих поколений.

Лишившись имения, Раневская стала лучше себя чувствовать. Не из-за того, что разорвалась ее связь с прошлым, но из-за скинутого бремени ответственности, которое так ее пугало.
Раневская - явно не положительный персонаж, т.к. она не личность (я не уверен, что можно называть личностью того или ту, кто не может принять решение).

Речи Пети Трофимова бьют больше всего по нему самому, что полагалось драматургом комическим. Спустя век, мы понимаем, что комический эффект мнимый, т.к. когда до власти дорвались эти никчемные импотенты-социалисты, они разрушили всё, что только смогли. Историческая перспектива легко придает трагедии черты комедии, а комедии - трагедии!


Раневская и Аня

Два старых класса - самые верхние и самые нижние, - сдают свои позиции, их представители вливаются в ряды среднего класса, что сильнее всего сказывается на роли женщины в обществе (речь не о Варе - экономки были и раньше, - но об Ане): раньше было сложно себе представить ситуацию, когда дочь своим трудом содержала бы мать (в том числе и в виду низкой оплаты оного труда).
Но самое неприятное - потеря значимости культуры: Лопахин читать книги не может, Аня и Петя будут читать только пропагандистские книжки или "по работе" (если попытаются реализовать свои планы), Раневская и Гаев заняты мелкими, ничтожными "делами", слуги "не доросли"... Похожая ситуация сложилась после перестройки, когда часть интеллигенции свалилась в социальную пропасть нищеты, а часть занялась погоней за "длинным рублем".

В пьесе есть очевидное противопоставление Лопахин - все остальные. Даже чем-то похожая на него Варя не с ним, а со своей семьей. Практик и паразитирующие , никчемные трепачи. Исторически он, деятельный человек, в России проиграл.
Чехов оказался пророком благодаря своему таланту. Только кого и когда грела слава Кассандры?
 

Profile

tyoma_cat: (Default)
tyoma_cat

January 2024

S M T W T F S
 12345 6
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2025 11:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios